19.06.2023

Что такое арт-хаус? Мнения экспертов и любимые фильмы. Смотреть что такое "Арт-хаус" в других словарях


Art house , букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») - фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики [кто? ] часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности и расширение языка кино. Поэтому просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личного образования, из-за чего прокат арт-хаус-кино, как правило, ограничен . Бюджеты и возможность приглашать знаменитых актёров также обычно скромнее, из-за чего создателям фильма приходится прибегать к нестандартным и творческим подходам. Как правило, это отличает артхаусные фильмы от развлекательного «мейнстримового» кино, которое нацелено в большей степени на развлечение и использует шаблонные сюжетные линии и персонажей.

Различия с мейнстримовым кино

По мнению исследователя кинематографа Дэвида Бордвелла, (статья г. под названием «Артхаус как проявление кино») голливудское кино использует сюжетную линию как основу, которая делит фильм на ряд эпизодов, каждый из которых движется к собственной цели. В замысле фильма обычно фигурирует один четко обозначенный главный герой и несколько явно второстепенных, а вся история развивается по принципу «вопрос-ответ», «проблема-решение» от начала и до пика, где происходит главное сюжетное событие. Фильм сопровождает музыкальная линия, призванная подсказать аудитории нужные эмоции в нужных местах, а монтаж делается гладким без пересечений. Мейнстримовые фильмы обычно используют узкий хорошо узнаваемый спектр характеров, сюжетов, съемочных мест и даже словарный запас героев укладывается в привычные рамки.

Напротив, в арт-кино, по мнению Бордвелла, сюжетная линия строится на основе реалистичности и авторского видения режиссёра. История делится на несколько эпизодов, между которыми ослаблена или отсутствует причинно-временная связь. Кроме того, значительное внимание уделяется внутренней драме персонажа: его самоидентификации, унаследованным социальным и сексуальным конфликтам, моральной дилемме или личностному кризису.

Хотя мейнстримовое кино также использует изображение моральной дилеммы и личностных кризисов, они, как правило, разрешаются до окончания фильма. В арт-хаусном кино эти сложные проблемы лишь исследуются, но без явного решения. Переживания главных героев, которых, как и в реальной жизни, могут мучать сомнения, преступные соблазны, враждебность окружающего мира, могут быть показаны в фильме в явном виде, в форме внутренних диалогов, мыслей вслух, фантазий и сновидений. В некоторых арт-фильмах авторы включают в сюжет, казалось бы, бессмысленные действия героев, призванные отразить сущность бытия.

Сюжетные повороты в арт-кино зачастую оказываются менее важны, чем наблюдение за развитием персонажей, исследование их идей, выраженных в богатых диалогах. Фильм может использовать необъясненные пропуски во времени, эпизоды, переставленные в нехронологическом порядке, длительные отступления от основной линии повествования, что подталкивает зрителя к собственному пониманию и интерпретации смысла.

В арт-фильме, как правило, прослеживается авторская манера подачи материала режиссёра, и нет четкого деления на «плохое» и «хорошее», а взамен зрителю предлагается самому найти ответы на вопросы «как именно история рассказана?», «почему именно в такой манере?».

Бордвелл заявляет, что арт-хаус - самостоятельный жанр кино, со своими собственными условиями. Теоретик кинематографа Роберт Стэм также считает арт-хаус отдельным жанром и считает, что фильм можно отнести к этой категории на основании его художественной ценности так же, как другие фильмы оценивают по бюджету («блокбастеры») или участию звезд (фильмы с Леонардо Ди Каприо).

Истоки

С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса , Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна , наметилось то, что называют языком кино ; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали , а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.

Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа , сформировавшегося в 20-30-е годы XX века . Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию, и на серьёзное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии).

В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.

Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США , где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (то есть не американского) и местного независимого производства.

Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США , чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями». Сами же фильмы, снятые в жанре «арт-хаус», нельзя в большинстве случаев отнести ни к одному классическому жанру современного кинематографа.

В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.

Послевоенный период

См. также

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Europa Cinemas (англ.) (фр.)
  • Ликбез артхауса, или Артхаус и окрестности. Подборка материалов
  • Десятерик Д. Артхаус // Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Арт-хаус" в других словарях:

    - (англ. art house), авторское, культовое, нетрадиционное искусство (театр, кино, изобразительное искусство), обычно соответствующее сюрреалистическому (см. СЮРРЕАЛИЗМ), модернистскому (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) или… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Мини-отель Арт-Хаус - (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Марата … Каталог отелей

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Артём Семакин … Википедия

    Артём Семакин Имя при рождении: Артём Сергеевич Семакин Дата рождения: 12 июля 1980 Место рождения: Челябинск, СССР … Википедия

Просматривая фильмы дома по телевизору или в кино, отдаем ли мы себе отчет в том, что за продукт нам демонстрируют? В отношении кино есть понятия «мейнстрим» и «арт-хаус». Что это такое и в чем их различие?

Для кого производится такой продукт и кто стоит за его созданием? Бывает ли арт-хаус с элементами популярного кинематографа, будет ли он интересен обычному зрителю? Эта небольшая статья даст ответы на все вопросы.

Кино развлекательное и кино «для подумать»

Кто не любит кино? За пару часов можно пережить необыкновенные впечатления, сильные эмоции, ярость, страсть и любовь. Большинство из нас смотрит фильмы достаточно часто. Ведь не обязательно ходить в кино - сейчас новинки вскоре после проката показывают по телевизору. Но задумывались ли вы, какое именно кино вы смотрите? Речь идет не о жанре, а о назначении фильма. С конца прошлого века режиссеры стали выпускать киноленты, ориентируясь не только на запросы зрителя.

Мейнстрим и арт-хаус - что это такое

Фильмы можно разделить на две категории. Большинство зрителей обычно смотрит кино именно развлекательного характера, то есть мейнстримное (mainstream - основное течение).

Жанр здесь не имеет значения, это может быть комедия, драма, боевик или ужасы. Главная цель создателей фильма - сбор средств за счет интереса зрителей к картине. Если кино показывают на большом экране, то это практически сразу вешает на него ярлык «мейнстрим». Чем больше людей посмотрит фильм, купит диски с ним после премьеры, тем лучше для создателей ленты. Поэтому автор старается сделать картину интересной, он работает на зрителя и ради его удовольствия.

Арт-хаус-фильмы не рассчитаны на широкую аудиторию, и их цель - дать зрителю Чаще всего авторы не жаждут коммерческой выгоды. Они снимают кино ради кино и ради вдумчивого зрителя. Вместе с тем автор не подстраивается под ожидания того, кто будет смотреть его работу.

Почему артхаус не представлен в большинстве кинотеатров?

Из вышесказанного следует, что арт-хаус-фильмы создаются для зрителей. Так почему же их не показывают в кино?

Дело в том, что такой продукт не ставит своей целью развлечение смотрящих. Представьте два блюда: вкуснейший огромный стейк с порцией картофеля фри и тарелка сыра "Дорблю" с бокалом выдержанного сухого вина. Если первое направлено на утоление голода и вызовет аппетит практически у всех, то второй вариант угощения рассчитан на гурманов. Не всем по душе не так ли? Он не утолит голод и вкус имеет весьма своеобразный.

С фильмами в стиле артхаус дело обстоит также. Это творения для «гурманов кино», людей, которые равнодушны к развлекательным картинам. Практически все коммерческие фильмы показывают зрителям какую-то историю, для съемок привлекаются знаменитые актеры, используются дорогие спецэффекты. Фильмы же в стиле артхаус, скорее, задают зрителю вопросы, на который он должен сам найти ответы. В картинах такого плана играют чаще всего малоизвестные актеры, хотя режиссер может быть весьма именитым.

Кто и зачем производит арт-хаус?

Что это такое, мы уже разобрались, но вот кому это выгодно? Нужно признать, что не все в современном мире делается ради денег. Есть авторы, которые пишут книги для себя, а после представляют на суд читателей через интернет, бесплатно. Есть такие же режиссеры, которые любят искусство и не стремятся к обогащению. Они снимают по-настоящему качественный продукт, в котором главное - это мысль, посыл к зрителю.

Нужно отметить, что очень часто такие фильмы делают своего создателя известным. Но это может произойти в случае большой популярности картины, что, в принципе, противоречит идее артхауса. Ведь думающих людей не может быть очень много. По этой причине нельзя сказать, что та или иная картина, по мнению ценителей, - лучший арт-хаусный фильм. Может ли быть какое-то философское учение лучшим? Есть ли самая лучшая теорема? В этом случае вопрос качества не поддается количественной оценке. Если фильм вам не понравился, значит, вы его, скорее всего, не поняли.

Резюмируем

Итак, арт-хаус - что это такое? Авторское кино, рассчитанное на определенный круг зрителей. Режиссер не ждет и не жаждет выгоды и славы, он работает во имя искусства. Фильму из этой категории чаще всего не грозит всемирная слава, так как сюжет может быть странным или сложным, актеры - неизвестными, а спецэффектов в нем - мало. Вместе с тем такое кино представляет собой отражение нашего мира, что-то настоящее и заставляющее задуматься, среди моря товаров, призванных удовлетворить потребности человека.

В последнее время что только не называют арт-хаусом – и низкобюджетное кино, и кино на грани фола, и любое кино, снятое студентами университета Карпенко-Карого, и просто откровенно странное кино. Действительно ли это понятие так обширно или оно все же имеет свои рамки? Все ли авторское кино можно называть арт-хаусом? Как отличить арт-хаус от откровенной безвкусицы? За ответами на эти вопросы Be in Trend! обратился к специалистам из киноиндустрии.

Справка из Википедии

Арт-ха́ус (англ. Art house , букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») - фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.

Александра Кравченко, пресс-атташе “Артхаус Трафик”:

Арт-хаус – из ряда тех понятий, о которых все знают, но никто сказать не может. Копаться в этимологии смысла нет, слово родом из американского сленга и однозначной родословной не имеет. В США артхаусом чаще всего называют любое не американское кино – и, в некоторых кругах, используют как эвфемизм для гей-порно. Артхаусом также называют любой кинопродукт не студийного, малобюджетного или независимого производства. Нередко это слово употребляют как ругательное, имея ввиду главным образом несмотрибельные кино-эксперименты, которые, вне зависимости от реального культурного качества, не интересны никому, кроме кинокритиков, синефилов и претенциозных снобов.

Мне больше всего нравится объяснение японского режиссера Такеши Китано, который сказал, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм “Мстители” . Другими словами, есть кино, которое нравится и пионерам, и пенсионерам. Все остальное – это артхаус, так или иначе. Арт-хаус – это кино не для всех, но современный артхаусный кинематограф настолько разнообразен, что буквально каждый найдет для себя что-то по вкусу. Кто-то любит авангардное фестивальное кино; кто-то – невероятно модный американский подвид, инди-мувиз (от independent, независимый) – в этой нише уже есть свои суперзвезды и немалые бюджеты; есть и так называемый арт-мейнстрим: жанр, не заигрывающее с массовыми архетипами и коллективным бессознательным, но все же настроенное быть близким зрителю – поставками именно такого кино и занимается Артхаус Трафик.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “ Ускользающая красота” Бертолуччи, “Астенический синдром” Киры Муратовой, Фауст” Александра Сокурова.

Александра Ковалева, PR директор “Другое кино”

Понятие “арт-хаус” существовало в полном объеме лет 10-15 назад. Когда киноаудиторию усиленно кормили фильмами с Жан Клод Ван-Даммом, а “умное кино” появлялось только на фестивалях и до широкого проката почти не доживало. Сейчас эта грань между арт-хаусом и мейнстримом стирается . Боевики, рассчитанные на широкую аудиторию, становятся все умнее, иногда даже с претензией на философствование. А “узкопрофильное кино” от Ван Сента, Фон Триера, Бернардо Бертолуччи и других мастеров собирает полные залы. Мне кажется, это позитивная тенденция, – она указывает на подготвленность нынешнего зрителя, несравнимого уже со зрителем 20-летней давности.

Как это влияет на арт-хаус? Арт-хауса в том чистом виде, каким он был изначально, почти не осталось. Зато появилось направление арт-кино, “другого кино” – это картины без сумасшедших бюджетов, сравнимых с внешним долгом африканского государства, но картины умные, нонконформные, скажем, отвергающие в некотором роде нарративы глобальной киноиндустрии. Говоря проще, кино, как таковое, давно перестало быть исключительно искусством. Часть кинопроектов теперь является сугубо развлечением (чем кинематограф и был изначально) и в этом нет ничего плохого. А вторая часть – остается культурным явлением, но спрос на него возрос очень сильно. Поэтому важно помнить, что на самом деле “арт-хаус” – это не киножанр, это просто более интимное кино, которое может понять и полюбить очень узкая аудитория. Как только эта аудитория начинает расширяться, как только “другое кино” начинают ценить все больше и больше людей, артхаус перестает быть артхаусом.

Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус.

Является ли все малобюджетное кино арт-хаусом? Есть один дедовский метод. В слове артхаус есть слово “арт”, то есть искусство . Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус. Не получается – значит просто B-movie. В Украине, например, все кино можно назвать малобюджетным. Артхаус ли это? Упаси боже, конечно нет.

Как отличить арт-хаус от другого кино? Я не вижу в этом смысла. Понятие “арт-хаус” это еще один ярлык, наклеиваемый на кино. Я понимаю, зачем используют слово “арт-хаус”, но не нужно пытаться разделять им кино на хорошее и плохое. Тем более, что сейчас это слово набило жуткую оскомину всем и вся. Есть просто хорошее кино, а есть плохое. И все это сугубо субъективно.

“Олдбой” Пак Чханука, “Резина” Квентина Дюпе, “Шапито-Шоу” Сергея Лобана.

Анастасия Верлинская, менеджер проектов FILM.UA

Лично мне «арт-хаус» проще называть авторским кино. Сегодня само слово «арт-хаус» - уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т.п. Но если разобраться, то это не совсем так. В арт-хаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, и т.д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера. Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни, и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь.

и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь

Собственно, влияние таких ситуаций, а самое главное поведение в них героя и есть отличительной чертой авторского кино. Остросоциальные и психологические проблемы – не то, ради чего среднестатистический зритель пойдет в кинотеатр или захочет посмотреть после напряженного рабочего дня дома - именно поэтому арт-хаус противопоставляется мейнстриму, «массовому» кино. И если у привычного голливудского кино есть определенная структура построения сюжета, то авторское кино – это еще и поиск новых форм выражения, которые чаще воспринимаются только настоящими киноманами.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Жить” Василия Сигарева, “Пьета” Ким Ки дука и “Темная Лошадка” Тодда Солондза

Дмитрий Авдеев, продюссер, TVBOY Production

На мой взгляд, последнее точное определение арт-хаусу дал Максим из шоу “+100500 “, коментируя видео про “синюю банку” – “Именно так должен выглядеть артхаус. Никакой там ни чувак спящий восемь часов, ни какие там проститутки – трубопроводчицы. Голубая банка и пердящая жопа. Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!”. Если серьезно, то это понятие стало очень размытым в последнее время, и на нем часто спекулируют, выдавая реальный мусор за арт-хаус, а артхаус за мусор.

Голубая банка и пердящая жопа.
Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!

Для меня “Олдбой” Пак Чхан-ук’а- это артхаус, а Эльдар Богунов снимает мусор. Для вас может быть наоборот. И точка.

Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Олдбой” Пак Чханука, “Пальцы” Джеймса Тобэка и “Изображая жертву” Кирилла Серебрянникова